Об оплате коммунальных услуг.

  • PDF

Комментарии об оплате коммунальных услуг

6 мая 2011 г. Постановлением Правительства Российской Федерации №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее — Правила), а также изменения, которые вносятся в действующее Постановление Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг.

Правила вводят новый раздел, содержащий порядок заключения между потребителем и исполнителем коммунальных услуг договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, включающий перечень условий, которые должны содержать такие договоры и порядок их заключения.

В соответствии со статьей 13 действующего федерального закона № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" все поставляемые абонентам энергетические ресурсы (электроэнергия, вода, газ, тепло) подлежат обязательному учету, а расчеты за потребленный объем ресурсов производится с использованием приборов учета, расположенных на границе балансовой ответственности с абонентом. В многоквартирных домах для централизованного водоснабжения такая граница проходит по стене многоквартирного дома, для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах – во врезочном колодце в месте присоединения к сетям Водоканала. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации (в данном случае по нормативу потребления пропорционально количеству проживающих в доме граждан). Указанные расчетные способы должны стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Таким образом, существует два возможных варианта расчетов за энергоресурсы- по прибору учета (за фактически полученный ресурс) или по нормативу (расчетный способ). Теперь о коммунальных услугах. Управляющая организация или ТСЖ, закупив на границе стены дома энергетический ресурс, не вправе отказаться от включения в договор управления условий о предоставлении коммунальных услуг, а также отказать в предоставлении данных услуг. Новые Правила внесли изменения в порядок расчета за потребленные коммунальные ресурсы, в частности:

  • определено, что плата за коммунальные услуги в многоквартирном доме включает плату за коммунальные услуги, потребленные в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды;

  • плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды рассчитывается для всех потребителей в многоквартирном доме независимо от наличия или отсутствия у них индивидуальных приборов учета пропорционально площади занимаемых ими помещений и выделяется в платежном документе отдельной строкой;

  • подлежащий оплате объем коммунальных услуг на общедомовые нужды рассчитывается при наличии общедомового прибора учета — как разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой объемов индивидуального потребления во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, а при отсутствии общедомового прибора учета — по установленным нормативам на общедомовые нужды;

Предусматривается введение новых видов нормативов потребления коммунальных услуг: нормативов потребления на общедомовые нужды в многоквартирном доме, нормативов потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек. Таким образом, производить оплату за потребленный ресурс будет выгоднее по установленному общедомовому прибору учета (даже с учетом возникающей разницы на общедомовые нужды), а не по расчету, где потребление ресурса не учитывает индивидуальные приборы учета потребления.

Так, например, 100 квартирный жилой дом, где проживает 280 человек потребляет по общедомовому прибору учета в месяц 850 м3 воды. Возникающая разница между суммированными показаниями индивидуальных приборов учета и показаниями общего прибора является расходом на общедомовые нужды и составляет 150 м3 и распределяется дополнительно между собственниками квартир пропорционально либо объемам потребленной индивидуально (по внутриквартирному прибору учета) услуги водоснабжения и водоотведения, или площадям, указанных квартир, или иным способом, установленным в договоре управления многоквартирного дома. При расчетном способе всему дому будут произведены начисления по нормативу на 280 человек и тогда объем ресурса, подлежащий дополнительному распределению будет составлять 532 м3, что существенно увеличит расходы на общедомовые нужды каждого собственника квартир.

Новыми Правилами закрепляется, что при непредставлении данных приборов учета, либо при их выходе из строя расчет за коммунальные услуги осуществляется в течение трех месяцев — по объемам среднемесячного потребления за прошлый период, а по истечение трехмесячного срока — по нормативу потребления коммунальных услуг.

В целях обеспечения точности расчетов за коммунальные услуги Правилами закреплены даты, в которые потребителям надлежит снимать и передавать исполнителю показания индивидуальных приборов учета. Сокращен размер задолженности, при накоплении которой потребитель может быть ограничен или отключен (с 6-ти месячной суммы до 3-х месячной).

В настоящее время на территории города-курорта Геленджик более 40 товариществ собственников жилья на протяжении нескольких лет производят оплату по общим приборам учета, при этом оплата за поставленный ресурс осуществляется регулярно в установленные законодательством РФ сроки. В домах, где либо не организовано одновременное снятие показаний индивидуальных приборов учета всех собственников квартир, либо не должным образом осуществляется контроль за внутридомовым сантехническим оборудованием и его использованием, возникает значительная разница между показаниями общедомового и внутриквартирных приборов учета. В этом случае, в зависимости от выбранного способа управления домом, эти функции должны грамотно и добросовестно осуществлять организации-исполнители коммунальных услуг, ведь за порядком в доме надо следить!

Теперь несколько слов о реализации требований статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ).

Частью 9 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ определено, что с 1 июля 2010 года ресурсоснабжающие организации, которые осуществляют снабжение водой, тепловой энергией и другими видами энергии многоквартирные дома, индивидуальные жилые дома или дачного дома, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета, используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждены приказом Минэнерго России от 07.04.2010 N 149.

При этом лица, не исполнившие до 1 января 2012 года обязанности по оснащению приборами учета используемых ресурсов многоквартирные дома (коллективными), индивидуальные жилые дома или дачные дома, должны обеспечить допуск ресурсоснабжающих организаций к местам установки приборов учета используемых ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно оплатить понесенные указанными организациями расходы на установку узлов учета и расходы по принудительному взысканию.

Также информируем, что принят Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» устанавливающий правовые основы регулирования отношений в сфере водоснабжения и водоотведения

Федеральный закон определяет, в частности:

- основные понятия (например, абонент, водоотведение, водоснабжение, коммерческий учет воды и сточных вод, орган регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, питьевая вода);

- полномочия Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения;

- порядок осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения;

- содержание договоров горячего, холодного водоснабжения, водоотведения, договора по транспортировке сточных вод;

- случаи временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды или сточных вод;

- порядок обеспечения качества питьевой воды, горячей воды и охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения;

- виды деятельности и тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, подлежащие регулированию.

Закон вступает в силу с 1 января 2013 года, за исключением отдельных положений.

 

Директор МУП «ВКХ» А.Ф. Умитбаев

Обновлено 28.05.2012 09:35

Навигация по сайту: